Средневековье[История] 2025-06-04 02:29
Век саг
Вторая половина XIII века была трагическим временем для Исландии. Тенденция к сосредоточению власти в руках немногих могущественных предводителей существовала еще с середины XI века, однако в это время она стала уже разрушительной. Страной управляли несколько кланов, из которых наибольшей мощью обладали Люди из Ястребиной долины (Haukdælir) на юго-западе страны, Люди из Одди (Oddaverjar) на юге, Люди со Свиной горы (Svínfellingar) на востоке и юго-востоке и, наконец, Стурлунги (Sturlungar), контролировавшие запад и северо-восток Исландии. За помощью в междоусобных распрях они часто обращались к норвежскому конунгу, который охотно ее предоставлял в обмен на лояльность. В результате в 1264 году Исландия стала частью Норвегии. По всей видимости, эта тревожная атмосфера второй половины XIII века стала мощным стимулом для того, чтобы, записывая саги, древние песни и генеалогии своих предков, задуматься о собственной истории и идентичности.
Век саг (Sagaöld) — период от конца IX до середины XI века — воспринимался исландцами XIII столетия как золотой век. Но если смотреть из современности, таковым кажется уже сам XIII век: древнеисландская словесность переживала в это время невероятный расцвет, который не ограничивался каким-либо одним жанром.
Примерно за 50 лет до составления крупнейшей рукописи «Старшей Эдды», Codex Regius, Снорри Стурлусон завершает работу над своей «Эддой» (составленный около 1220 года учебник поэтического искусства), а еще через 10 лет — над «Кругом земным», собранием саг о норвежских конунгах. «Круг земной» стал уже третьим подобным сборником: были еще «Красивая кожа» («Fagrskinna») и «Гнилая кожа» («Morkinskinna»), записанные около 1220 года и послужившие источниками для Снорри, — и после него интерес к королевским сагам у исландцев ослабевает.
Однако не останавливается запись самых известных и, пожалуй, самых своеобразных памятников исландской прозы — родовых саг (то есть рассказов о славных событиях века саг, IX–XI веков): она продолжалась весь XIII век. Во второй его половине растет популярность саг о древних временах (то есть о событиях, происходивших до заселения Исландии, — из-за древности и географической удаленности в них встречаются фантастические существа и сюжеты) и современности (то есть о событиях, в которых сам составитель мог принимать участие; самый выдающийся пример — «Сага об исландцах» Стурлы Тордарсона). Тогда же продолжают появляться саговые адаптации западноевропейских произведений — от житий до сказаний о Карле Великом. Приблизительно 1275 годом датируется старейший из дошедших до нас полных списков «Книги о занятии земли» — обширного описания заселения Исландии, в котором рассказывается о более чем 3000 поселенцев. Развивалась и скальдическая поэзия. Она отличается от эддической тем, что, во-первых, это авторская поэзия; во-вторых, такие стихи слагаются всегда в связи с определенным событием (например, похвала конунгу или, наоборот, поношение кого-либо); наконец, ее размеры гораздо более сложны и разнообразны.